Одесский обозреватель » "Культура, "Фотообзоры, Конкурсы и фестивали, МТП Одесса, Одесса новости » Cедьмой фестиваль «Немые ночи» на Морвокзале

Cедьмой фестиваль «Немые ночи» на Морвокзале

Cедьмой фестиваль «Немые ночи», который проходил 8-10 июля на Морвокзале, оставил ощущение быстротекущей, проходящей красоты.

Это был первый фестиваль без Юрия Кузнецова, который все годы являлся счастливым талисманом этого события, его вдохновителем и активным участником. Вспоминаю, как все с нетерпением ожидали той минуты, когда Юрий садился за инструмент. Он, единственный из музыкантов, никогда не просматривал фильм заранее, не писал музыку, а играл в моменте, находясь в прямом контакте с тем, что происходило на экране. Это был его смелый вызов, его прекрасная привычка жить и создавать в состоянии импровизации. Поэтому первый день фестиваля стал посвящением легендарному пианисту. Жена Юрия, Наталия Ертнова, напомнила нам его слова:
— Будьте счастливые при наименьшей возможности. Будьте счастливые здесь и сейчас, потому что завтра может не быть».

Первый день фестиваля начался украинским фильмом «Тарас Трясило», снятым на Одесской киностудии в 1927 году и озвучивали его одесские музыканты, пианист Андрей Показ и перкуссионист Яков Торунцов. Самый дорогой украинский немой фильм привлекал внимание драматическими батальными сценами, дорогими декорациями и изысканными костюмами. В главных ролях — легендарные актеры театра Леся Курбаса «Березиль» Амвросий Бучма и Наталья Ужвий. Судьба женщины, которая становится заложницей польского шляхтича, через непокорность своего брата-мятежника. Благодаря музыкальному сопровождению, фильм об освободительной борьбе украинского народа, вызывал ассоциации с современностью, с событиями, которые происходят сейчас, с войной. И появился внутри немой вопрос: Почему мы, украинцы, ходим по кругу, почему не делаем никаких выводов из того, что происходило?
Фильм немецкого режиссера Леопольда Йеснера «Черный ход» на протяжении часа превращается из сентиментальной мелодрамы в фильм ужасов. Кинолента выглядела, как серия черно-белых фотографий, и цепляла точностью выразительных кадров, которые показывали трагедию женщины-служанки, ставшей заложницей жалости и любви.

Ученица Юрия Кузнецова Юлия Запорожец, вместе со своей командой, очень утонченно и точно озвучили фильм, создав единственное неповторимое событие с привкусом глубоких чувств.
На следующий день, английский фильм «Коттедж в Дартмуре», представил зрителям представитель Британского Совета в Украине Владимир Шейко. Он отметил, что британское немое кино, без сомнения, заслуживает внимания зрителя, поскольку это огромный пласт мировой кинокультуры, и в архивах хранится около20 000 немых британских лент…
Трагическая история любви парикмахера и маникюрши открывает нам безумные страсти, которые бушуют в маленькой городской парикмахерской. Британская женщина 30-х годов — уже женщина эмансипирована, ее уважают, она сама делает свой выбор.

Мексиканский дуэт La Escalera летел в Одессу 24 часы, чтобы сыграть на фестивале! Их эмоциональное сопровождение ловило мельчайшие оттенки того, что происходило на экране. Они играли музыку, которая захватила всех так, что даже, когда началась настоящая гроза, сорвался ветер и полил дождь, зрители не убегали, а чувствовали эти вызовы природы, как иллюстрацию того, что происходило на экране, — там также бушевали страсти, ливни слез и буря ощущений.
Музыканты играли, а зрители смотрели фильм под дождем, под открытым небом, потому что такой был незабываемый момент, который нельзя было пропустить, — «здесь и сейчас».

Организатор фестиваля, генеральный директор Национального центра имени Александра Довженко, отметил на следующий день:
— Вчера ветер нам помешал посмотреть фильм «Ветер».
Поэтому третий день начался с «Ветра», главная героиня которого, американская актриса немого кино Лилиан Гиш, была символом нынешнего фестиваля и красовалась на постерах. Актриса пережила немое кино — прожила сто лет, оставив после себя большое кинонаследство.

Сюрпризом для зрителей стало присутствие и выступление на фестивале внучатого племянника Лилиан Гиш киноведа Джеймса Стефана, который рассказал нам о своей знаменитой бабушке…
История юной Летти, которая переехала жить в Техас, где всегда дует ветер, захватила не на шутку. Главный герой фильма — ветер, который создавая для нее преграды и трудности, помогает Летти понять жизнь и себя, пройти через внутренние и внешние преграды и научиться быть счастливой. Эта женщина, в отличие от предыдущих героинь фестиваля, способная сделать достойный выбор и стать победительницей в жизни. Музыканты киевского коллектива Supremus своим напряженным сопровождением помогали нам это осознать.

Фильм «Небывалый поход» Михаила Кауфмана, брата Волчка Вертова, немного выбивался из «женской» концепции фестиваля. Это было больше «воспоминание»о прошлом фестивале, темой которого была «декоммунизация». Пропагандистский фильм на тему индустриализации и коллективизации вызывал смешанные чувства. Постоянное изменение техники, кранов, комбайнов, мартенов и эмоциональные лица людей, «строителей коммунизма» создавали своеобразное настроение, которое очень творчески поддерживала команда музыкантов Антона Байбакова.

Китайский фильм «Богиня» под аккомпанемент белорусского аккордеониста Егора Забелова стал последним, очень утонченным и глубоким, аккордом фестиваля.
«Проститутка борется в водовороте жизни, она дешевая проститутка с улицы, но когда она обнимает свое дитя, она — Богоматерь», — эта фраза из титров фильма заключает в себе квинтэссенцию этого чудесного произведения искусства немого кино и одним предложением описывает образ главной героини, которую воплотила звезда китайского кино Жуан Лінюй. На экране- такое выразительное, такое милое и нежное лицо юной китаянки, которая выходит на панель, чтобы иметь возможность воспитать своего сына, как достойного человека, дать ему образование и воспитание. От проститутки к богине — огромная бездна, от проститутки к богине — один шаг. Невозможно было спокойно смотретьэтот фильм, невозможно было безразлично слушать эту прекрасную музыку, которую играл Егор Забелов, не отрывая глаз от экрана. Его музыка, наполненная самыми тонкими колебаниями эмоций, как никакая другая подходила к китайскому фильму, наполняла сердце непревзойденным эстетическим наслаждением. И вот момент наивысшего пожертвования, которое принесла проститутка, чтобы стать богиней — она оказывается в тюрьме за убийство сутенера и, сидя в камере, молится за светлое будущее своего ребенка, простая и святая материнская любовь, которая превращает проститутку в богиню…

Большая благодарность всем, кто приобщился к созданию этого непревзойденного праздника немого кино и музыки, прилагая усилия, чтобы это состоялось. А именно Ивану Козленку и Галине Дольник, Наталии Мальцевой и Наталии Ертновой, Вере Груздевой и Андрею Сечковскому, всем, кто создавал это событие.

Одесса с нетерпением будет ожидать следующего лета, когда неподалеку от яхт-клуба, в уютном закоулочке Морвокзала начнутся «Немые ночи» — 2017.

Ольга Филиппова / фото Галина Юдина


Рубрики: "Культура, "Фотообзоры, Конкурсы и фестивали, МТП Одесса, Одесса новости · Метки:

Comments are closed.