Одесский обозреватель » "Книжная полка одессита, Литературный музей » Зинаида Шишова. «Сильнее любви и смерти»

Зинаида Шишова. «Сильнее любви и смерти»

15 апреля 2011г. в 15:00, в Золотом зале ОЛМ состоялась презентация книги посвящённой Зинаиде Шишовой «Сильнее любви и смерти»

Родилась Зинаида Константиновна в Одессе в 1898, умерла в 1977 в Москве. В 2009 г. по завещанию, её прах, и прах её сына Марата Брухнова перезахоронены в Одессе вдовой М. Брухнова Надеждой Ивановной Колышкиной.

Между этими датами тяжелая и трагическая жизнь Зинаиды Шишовой.

Первые опубликованные стихи и первая премия студенческого литературного кружка. Была членом кружка «Зеленая лампа» Но в 1918 трагическая гибель её первого мужа и блестящего поэта Анатолия Фиолетова и выход в следующем году, с помощью Ю. Олеша, и вопреки желанию самой Зинаиды Шишовой, первого сборника «Пенаты»

У ворот звонили, целовались,
Говорили нежные слова,
Руки жали, второпях прощались,
И кружилась голова.

По ночам, друг друга вспоминая,
Разметавшись, плакали во сне.
— Ты ли это, ты ли дорогая,
Наклоняешься ко мне?

— Это я, но ты ли это, милый?
— Это я, но губы, губы где?
Сохнет белый венчик над могилой,
Пригвождённый на кресте.
XII 1918

После ареста второго мужа Акима Брухнова, Шишова с сыном переехала в Ленинград, пережила блокаду.

В 1960 вышел сборник сборник «Многолетье». А ещё была поэма «Блокада» и серия исторических романов «Джек Соломинка», «Великое плавание» и «Путешествие в страну Офир»

Книга «Сильнее любви и смерти» создана по инициативе Надежды Колышкиной и по материалам из семейного архива З. Шишовой, фондов Одесского литературного музея и Государственного литературного музея РФ (Москва). Издана феодосийским издательством «Издательский дом Коктебель» в серии «Образы былого», редактор-издатель Дмитрий Лосев.


Рубрики: "Книжная полка одессита, Литературный музей · Метки: , , , , , , , , ,

36 комментариев "Зинаида Шишова. «Сильнее любви и смерти»"

  1. Евгений:

    Действительно забылось, что Зинаида Шишова поэтеса. «Джека соломинку» и «Великое плавание» прекрасно помню, читал в детстве. Если мне не мнится, то у Фиолетова, был брат Остап, и он стал одним из прототипов Остапа Бендера.

    Замечательная тогда плеяда собиралась в «Зеленой лампе»
    Запомнилась, чья-то шутливая фраза, что русская литература закончилась в 1923 году, дальше пошли сплошные одесситы.

  2. Григорий:

    Анатолий Фиолетов был сотрудником УГРО, по моему его застрелили какие-то деятели с тогдашнего одесского толчка. А «Джека соломинку» действительно помню. Ну название во всяком случае точно. Стихов правда не читал.

  3. femina:

    Удивительно, походила по нету, почитала. Я стихотворение про ландолет приписывала Северянину. Очень созвучные строки с Цветаевой и Ахматовой. Жалко пропустила презентацию.

  4. Iriora:

    Жаль,что закончилось обсуждение. Моя прабабушка из Одессы и я ,как говорится, в теме.Удивительное время,удивительный город, удивительные люди.Даже на старых фотографиях они незаурядны. Одно дополнение:Анатолий Фиолетов не служил в угро. А Зинаида Шишова в его смерти винила себя. Стихотворение «Радикальное средство от скуки» она посвятила какому-то бандиту, не Япончику.Тогда все были уверены,что он и убил Анатолия Фиолетова. Убрал соперника.

  5. - Потапов:

    Я, конечно, дико извиняюсь, но сведения о работе Фиолетова, не с Привоза, а из архивов. До недавнего времени, были живы и сослуживцы Анаталия, так что здесь без второго слова. Изданный в 1919 г, издательством «Омфалосъ» сборник стихов Зинаиды Шишовой, начинается строками: «Анатолию Фиолетову посвящается». «Радикальное средство …» туда входило. Вряд ли бы друзья Зинаиды, которые издали книгу, включили бы в посмертное издание стихотворение посвященое другому. Я нигде не встречал упоминания об любовнике-бандите. Это просто был ответ на рейд по Одесскому «толчку». Были даже свидетели, на чьих глазах это проиходило. Вместе с ним был убит и ещё один сотрудник Угро.
    Хочется похвастаться, но мне удалось приобрести сборник А, Фиолетова, изданный в 2000 г. тиражом всего 100 экз.

  6. Iriora:

    Прошу прощения,но я не назвала бандита любовником. Ни в коем случае.Там вообще какая-то путаница. Моя прабабушка была знакома с Осипом Шором, он служил в уголовном розыске, но она никогда не упоминала,что в уголовном розыске служил Натан Шор. Насчёт стихотворения: это просто очень грустная истори, а правдива ли она — боюсь, нам уже не выяснить.

  7. Iriora:

    Ещё раз прошу прощения. О каких сослуживцах Анатолия Фиолетова Вы пишите? Он погиб в 18 году. Ему исполнился 21 год. Моя прабабка умерла в 97-м в 99 лет. Кто ещё дожил до девяностых? Никого к девяностым уже не осталось. Ушли все. Я почему-то не вижу своего предыдущего сообщения, поэтому пишу ещё раз: я не писала о том, что бандит был любовником Зинаиды Шишовой. Ни в коем случае. Мне рассказали очень грустную историю. Пусть она такой и останется. И нет никаких архивов, где бы Натан Шор числился милиционером. Это всё воспоминания, причём все они со словами «говорили» или «кажется».

  8. - Потапов:

    Это вы оперируете воспоминаниями, а я Одесским областным архивом, архивом музея внутренних дел, и архивами научной библиотеки имени Горького, где храняться подшивки одесских газет того времени с некрологами. Кроме этого есть изданные мемуары и кроме Шишовой.
    Выдержка из Одесского листка. 1918. 1 декабря (19 ноября). № 258:
    «Я был тогда заместителем комиссара, и управлял одним из центральных районов. Моим непосредственным начальником был профессор, а в качестве помощника, вместе с другими студентами, был прислан и Фиолетов. Я покинул комиссариат через две недели, Фиолетов остался. Впоследствии я узнал, что он служит в уголовно-розыскном отделении.»

    Не надо оперировать понятиями МНЕ БАБУШКА ГОВОРИЛА и МНЕ КАЖЕТСЯ, у вас это времени не занимает, а мне чтобы ответить нужно поднимать документы. Это не очень справедливо по отношению ко мне.

  9. Iriora:

    Извините меня, пожалуйста.Ни в коем случае я не хотела отрывать у Вас время.Я действительно оперирую тем, что рассказывала моя прабабка. Но один вопрос: вот эта выдержка из Одесского листка — архивный документ или всё-таки чьи-то воспоминания?

  10. - Потапов:

    Вот этим вопросом вы меня просто наповал убили. Я вам привел полные данные выпуска одного из главных печатных изданий того времени — год, месяц и число. Даже номер (№258). Полный некролог с указанием всех выходных данных этого номера «Одесского Листка» опубликован в сборнике «Анатолий Фиолетов. О лошадях простого званья. Составитель Евгений Голубовский». Вряд ли вы знакомы с Евгением Голубовским, но поверьте мне, образованные люди перед тем, как опубликовать выходные данные какого-нибудь документа, проверяют их. Вы мне предлагаете усомниться в этом, позвонить Голубовскому и спросить, а не выдумали ли вы, уважаемый этот листок, может это ваши личные воспоминания? Когда в библиографии указывают документы, это означает, что их можно проверить. Если вы живете в России, то ближайшее, где вы это сможете сделать, по моему Ленинка. В нашей «научке», «Одесский Листок» есть, но очень глубоко внизу. И мне тратить сейчас несколько недель, чтобы получить допуск в спецхран весьма каломитно. На минутку, удостоверение члена союза журналистов, там за отмазку не канает, а процедура утомительная. Я предпочитаю верить Евгению.

  11. Iriora:

    Спасибо за объяснения. Я ничего не могу утверждать, так как доступа к архивам не имею и, конечно, я верю Вашему объяснению.Если не ошибаюсь, то содержание этого листка есть в инете. Меня смущает слово студент. Студент, присланный на практику в уголовный розыск? И это в 18 году? Когда Одесса переходила из рук в руки то ли 12 то ли 14 раз? В Москве, куда большевики, как пришли в 17 году, так до 91 и не уходили, Московский Университет работает с перебоями. Много неясного. Но пусть погибший поэт работал в Угро. Он всё равно великий. Я раздобыть его сборник не надеюсь, но тоже хочу похвастаться. В нашей семье хранятся ранние рассказы Бабеля, напечатанные на обёрточной бумаге. Это наследство от прабабки.

  12. Iriora:

    Опять завис мой ответ. Пока висит, допишу о рассказах Бабеля. Они изданы в Одессе в 19 году, из-за полного отсутсвия бумаги их печатали в единственной работающей типографии на обёрточной бумаге. И ещё: конечно, рассказы прабабки — это не архивные документы, но её первым мужем был капитан Васильев, возглавлявший Одесское Угро, после того, как Одессу отбили большевики. Я, конечно, не так образованна, как Евгений Голубовский, но отличить воспоминания, хранящиеся в архивах от исторических документов всё-таки в состоянии.

  13. - Потапов:

    Рссказы Бабеля 19-го года это действительно раритет. Правда отношение к Бабелю в Одессе, сильно изменилось к негативному, особенно после недавнего литературного международного фестиваля. Почитайте последние сообщения в рубрике http://odessapost.com/?cat=2006

    Заставь дурака богу молиться — он весь лоб расшибет. Так и с Бабель, попытка превратить его из блестящего публициста в Мессию, снизошедшую до одесской литературы, и единственного писателя, которого произвела Одесса, привели к отторжению. Вы же знаете, что одесситы сильно не любят, когда им что-то навязывают, а уж тем более, когда их пытаются превратить в ничтожества. Вполне возможно, что тот самый пресловутый памятник Бабелю, установлен в Одессе не будет. Хотя бушмалы туда угрохано уже не меряно. За эти деньги даже Церетели можно было бы заказать.
    Ну, а когда одесситы берут что-то под сомнение, то вытаскивают на белый свет абсолютно все. И в этом свете, творчество Бабеля сильно потускнело.
    Я не знаю как вы относитесь к Валерию Смирнову, но послушайте его — хотя бы вот тут http://odessapost.com/?cat=926.

    Вы можете не соглашаться, но поверьте Ильф и Петров, а также Жванецкий и Лев Вершинин — единственный одесский писатель удостоенный международной литературной премии в Испании за фантастическую прозу, в Одессе были.

    А во время фестиваля, из одесских писателей пригласили только 2-х, которые являются членами Всемирного клуба одесситов. В президиуме сидел внук Бабеля, ему пел осанну, как творцу одесской литературы «второй по величине» писатель Великий Хаит, а в зале скромно сидел Жванецкий и тихо ютилась Александра Ильинична Ильф — дочь Илья Ильфа — одного из создателей Остапа Бендера.

    Вот такие вот штучки у нас сегодня в Одессе проходят.

  14. - Потапов:

    Да, по поводу Студента. Университет в Одессе не работал, но звания студента за это не лишали. А посылали их в комиссариат, но это чисто мое мнение, ни чем не подтвержденное, чтобы подкормить. Там же продуктовые карточки выдавали.

    А вам, как наследнице Васильева, сам бог велел написать детективный роман о тех событиях и уголовных делах того времени. Там такие аферы раскручивались, что поле для литератора преширокое, а если ещё и материалы, хоть в воспоминаниях остались, таки это песня для писателя.

  15. Iriora:

    Увы, я не наследница капитана Васильева.Моя прабабка замуж выходила трижды и я её правнучка от третьего брака.Но вы правы: там и продуктовые карточки выдавали, и зарплату платили.пусть копеечную,но платили, и оружие выдавали и главное:их как-то принимали на работу: то есть какая-то процедура с оформлением на работу была.Вот любой документ из бухгалтерии(или как это тогда называлось) или приказ о приёме на работу и может считаться исторически подтверждённым фактом.Аминь. Вернёмся к Зинаиде Шишовой. Я её обожаю.. Стихотворение «Радикальное средство от скуки » знаю,кажется, всю жизнь.Низкий поклон всем,кто решил издать её в наше время.Ещё бы выяснить , где её можно приобрести.И ещё: материалы у меня есть, но всё упирается во-первых: в отсутствие литературного таланта, а во-вторых: если случайно оброненная фраза о З.Шишовой заставила нас спорить весь день,то что произойдёт, если всплывут старые истории? Ведь живы внуки, правнуки..Человека , владеющего пером найти можно, но не хочется выводить реально живших людей под псевдонимами.Я до сих пор опасаюсь обнародовать фамилию того бандита.История на убийстве А.Фиолетова не закончилась.Она длилась еще больше двадцати лет и обрастала горой трупов.Чёрт его знает, кто жив из наследников , а кто нет.Не трогай прошлое и оно тебе не отомстит, кажется так говорили древние греки.

  16. Iriora:

    Не могу поверить.Вы так легко меняете свое мнение или я чего-то не поняла? Кто-бы не ругал Бабеля, кто-бы не хвалил- он великий писатель.Блистательный!Великолепный!Уже было в истории, когда о нём просто забыли, потом-восхваляли,теперь -ругают..Время всё расставит по местам. Ну и что, что в зале сидела дочь Ильфа? И что?Не сам же Ильф.И согласитесь, я очень люблю Жванецкого, но сравнивать его с Бабелем?… Если бы проводили виртуальный опрос, я бы проголосовала за памятник Бабелю.Ставить и ставить!А в Москве ставят памятник Столыпину, тестю господина Нейгардта( даже не хочу выяснять правильное написание этой фамилии), поздравившего своего зятя с удачно проведёнными еврейскими погромами.Я не одесситка, я русская, но даже меня возмутило это решение.Спасибо за ссылки,сейчас пойду.

  17. - Потапов:

    Будьте здоровы, только учитесь читать. И что значит вы бы проголосовали, за то что у НАС поставят памятник? Вот поэтому сюда в Одессу и приперли всю эту московскую камарилью, что одесситы не хотят его видеть на своих улицах. Пуская ставят в Москве, в Жмеринке, в Америке, или у вас во дворе.

  18. Iriora:

    Спасибо.

  19. Iriora:

    Общаться на уровне «сам дурак» не умею.

  20. - Потапов:

    Я только отметил, что негоже судить о людях не по их делам и книгам, а по вашим личным пристрастиям. Как можно судить не читая, а оценивать по слухам?
    Извините, если вы меня превратно поняли, или я неудачно выразился.

  21. Iriora:

    Вчера начала читать » Как на Дерибасовской угол Ришельевской».Читаю с удовольствием.А по поводу вчерашнего спора могу сказать, что очень легко разоблачать, обвинять из безопасного 2011 года тех, кто жил в 30-е.

  22. - Потапов:

    Вы просто не уловили корень спора. Никто не против Бабеля-писателя, раздражение вызвало и продолжает вызывать, попытка представить Одессу городом одного Бабеля. Согласитесь, что следующие слоганы, это уже просто откровенный перебор.
    «Город, который построил Исаак».
    «Бабель для Одессы – это Пушкин, Гоголь, Достоевский для Петербурга, Булгаков для Киева и Москвы, Джойс для Дублина».
    «Ни до, ни после него, не было большего знатока Одесского языка»
    Последнее, вообще ни в какие ворота не лезет. Бабель создал блестящий медийный язык для своего короткого литературного проекта. К одесскому языку, его язык никакого отношения не имеет. На Молдаванке, он вообще никогда не жил. Нет подтвержения этому, кроме его слов. И его язык — это олитературенный язык Бердичевских евреев, а не одесских. Проводили специальные лингвистические анализы текстов, вы же знаете, как это делают при установке авторства, например. А его король налетчиков Беня, это вообще откровенный миф, далекий от реальности.
    Вам, то должно быть известно, что Одесса всегда была полицейским, а сегодня милицейским городом, и никогда бы власти не позволили, какому-то Беньке держать масть в городе. Это было возможно только в короткие переходные периоды лихолетья. Гражданская война, послевоенные годы, когда слишком много оружия оказалось на руках, и ЭРА утверждениея самостийности. Сейчас в городе, те кто был при делах, уже при мандатах, партиях и креслах.

    Я просто хочу, чтобы вы поняли, откуда у этого спора ноги выросли.

    Теперь за памятник. Пять лет назад было объявлено, что он будет установлен, исключительно на добровольные пожертвования благодарных потомков, КАК ПАМЯТНИК ПУШКИНУ В ОДЕССЕ, ЖЕ!
    За это время, на это дело подписались всего 800 человек по всему миру.

    Вам не кажется, что для всемирно известного и всемерно почитаемого автора — это маловато. В результате на последней сессии городского совета 8 июля сего года, пропихнули решение о выделении 1 500 000 грн (200 000 долларов) чтобы уже выкупить этот памятник, который давно готов и находится на складе завода-производителя. Деньги на это были сняты с программы помощи жильцам аврийных домов. Чтоб вы знали, в Одессе аварийным считается дом, когда он уже рухнул, а жильцы ютятся, кто где может. Я как журналист, сам находился в сессионном зале.

    И последнее, все вот это безобразие организовано специально под Андрея Бабеля и его съемочной группы, который снимает фильм, о своем деде. И вот этот фильм, а Бабеле, как о ЕДИНСТВЕННОМ писателе Одессы, пойдет в американском прокате!

    А это уже имеет четкое название — ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДИВЕРСИЯ ПРОТИВ ГОРОДА!

  23. - Потапов:

    Самое главное, что мы уже начали пожинать плоды этой диверсии. На прошедшем литературном фестивале в Одессе, на мастер-классе Валерия Попова, известного российского писателя, МАСТЕР просто по хамски отнесся к одесским писателям, которые пришли на семинар «Особенности короткого рассказа» Ему предложили для анализа несколько рассказов. а он ответил, что не будет их читать, потому что в Одессе все равно нет писателей. Я лично не присутствовал, говорю со слов одного из писателя. Кстати все они многократно изданы, причем и в Москве тоже.

    Валерий Исаакович Хаит, редактор журнала «Фонтан», про который в городе ходит анекдот: «Хаитовский «Фонтан», не Фонтан», организовал серию «Новый одесский юмор»
    На том же фестивале, он сказал, на моих глазах, слышал собственными ушами: «Я включаю в свой проект «Новый одесский юмор», тех кого публикую в своем «Фонтане». Как вы понимаете, одесских авторов там нет, кроме Хаита. Помните законы Паркинсона?

    В результате следующий автор в серии будет из Казани, а предыдущий из Черновцов. Она, Марина Гончарова, на фестивале зачитывала из этой книги тексты. Ну, скажите мне, как антипартийные анекдоты 70-х годов, можно назвать НОВЫМ ОДЕССКИМ ЮМОРОМ!?!

    Как это можно назвать, когда в Городе живут и работают и издают свои книги, Голубенко и Смирнов, Пойзнер и Векслер, Милошевич и Осташко, Дорошенко и Овтин, в издательстве «ЭКСМО» под брендом «НОВЫЙ ОДЕССКИЙ ЮМОР» тулится откровенный дрэк.

  24. Iriora:

    Два дня не получалось войти на страницу.Я приношу свои извинения.Видимо,я не «въехала» в суть спора. Действительно, делать Одессу городом одного писателя — полный идиотизм.И Вы правы — заставь дурака Богу молиться….. Самое печальное, что дурак всегда добивается того, чего хочет.А антипартийные анекдоты 70-х годов- кому они интересны?

  25. - Потапов:

    Нет, если вместо «партия» она бы использовала, например, «Партия регионов» или «партия «Сильная Украина»», тогда респект и уважение автору за исторические аналогии. А так, бездуховненько как-то и мелковато для Одессы.

    Да, о начале — в Одессе скоро выйдет
    Анатолий Фиолетов. Сборник стихов.
    и
    Зинаида Шишова. Пенаты.

    Но когда, затрудняюсь сказать.

  26. Iriora:

    Думаю, что у нас эти сборники в продаже не появятся.У нас Донцова, Устинова,в лучшем случае старые книги Рубиной.Интересно, где взяли «Пенаты»? Я как-то зашла на форум любителей поэзии и прочитала, что по слухам единственный сборник «Пенатов» хранится в одной из Петербургских библиотек.Неужели нашли?

  27. - Потапов:

    А в Одессе никто и не искал.
    Коварная штука — слухи. Неужели на форуме ЛЮБИТЕЛЕЙ ПОЭЗИИ, никому даже в голову не пришло, что в первую очередь сборник может сохраниться там где его издали — в Одессе, и у того, для кого друзья Зинаиды его и издали. Т. е. у самой Зинаиды Шишовой, а после её смерти и смерти Марата Брухнова — ею сына, у наследников. А таковая на сегодня Колышкина Надежда — вдова Марата. Кстати именно она и произвела перезахоронение согласно воли усопших, и привезла их прах в Одессу. Где они и похоронены.
    А в книгу воспоминаний «Сильнее любви и смерти» вошли аж 3 книги стихов.
    Пенаты
    Блокада
    Многолетье

  28. Iriora:

    Не-а, не пришло в голову.Какое счастье,что сумели сохранить её стихи.Опять-таки, по слухам З.Шишова пережила блокаду.Значит она их сохранила и в блокаду.Мужественная женщина.

  29. Iriora:

    Да, совсем забыла. Наверное ,Вы в курсе, что есть современная поэтесса, которая написала стихотворение под впечатлением ( не знаю, как написать более гладко) стихотворения «Радикальное средство»?

  30. - Потапов:

    Нет, не в курсе. Уж больно поэтесс последнее время стало много, а я маленький такой, мне их не видно.

  31. Iriora:

    А стихотворение неплохое.Что-то в нём есть.Я смотрела сайт Колышкиной.Там презентуется её новая книга » Небесная вертикаль».Я не специалист, абсолютный любитель, и судить приходится по небольшому отрывку,написанному для сценария…Впечатление пока странное.Может найду где-нибудь целиком.

  32. Iriora:

    Добрый вечер! Надеюсь,что Вы иногда посещаете эту страницу. Я прочитала и Татьяну Соломатину и Смирновва.Даже не подозревала, что есть такие замечательные писатели.Спасибо за «наводку».А в семейном архиве я раскопала фотографию сестёр Суок и моей прабабки.Надпись на обороте удалось прочитать криминалистам.Фотография датирована 1912 годом.Сейчас начинаю собирать по родственникм всё, что есть.Ужасно интересно. Как продвинается «библиотечное» дело? С уважением. Ирина.

  33. - Потапов:

    Переливаемся, это по поводу библиотеки.http://veseliymakler.odessa.ua/library/
    Кстати, разместитил там роман Льва Вершинина «Первый год республики». Вы будете смеяться, но я сейчас пишу небольшую заметку о сегодняшней пресс-конференции с Валерием Смирновым на тему «Кризис жанра» Это по поводу прошедшего Одесского Международного Литературного Фестиваля. http://odessapost.com/?p=5049
    Поситайте, поймете из-за чего мы колапуцаемся, и кипеш поднимаем. А ссылку на заметку я вам сброшу, как закончу.

  34. Iriora:

    Спасибо. Пошла искать «Первый год республики».Запуталась на какой странице, что писала, скорее всего, что вы читаете все комментарии, поэтому допишу здесь.У нас дома никогда не существовало культа Бабеля.. Культ Ильфа- да.На то имелись древние, личные причины.Мне просто жаль Бабеля.Никогда он не пользовался бешеной популярностью, как мадам Донцова и иже с ней.Наша опора в грядущей старости, подростающее поколение вообще о нём ничего не слышали, и об Ильфе тоже не слышали, и Смирнове и Соломатиной и Шолом Алейхеме не слышали и главное, не хотят ничего слышать.Я тут намедни общалась с юношей 19 лет, который соверешенно случайно узнал о существовании книг на свете и даже прдпринял попытку одну прочитать.Естественно, Донцову и сказа, что для него это слишком сложно.

  35. Margoria:

    Чудесное стихотворение, тонкое. нежное..И я тоже очень люблю «Радикальное средство от скуки».Кстати, даже боязно писать ввиду разыгравшегося здесь сражения,но я тоже где-то читала. кажется в воспоминаниях одного из участников тех событий. что Зинаида Шишова в смерти мужа винила себя. Не хочу никого обидеть…

  36. admin:

    Зинаида Шишова была очень поэтическая, тонкая и ранимая натура. Да и дальнейшую её жизнь лёгкой не назовешь. Я встречался с Надеждой Колышкиной — женой Марата, сына Зинаиды на презентации её книги о Зинаиде Шишовой. «Сильнее любви и смерти» — замечательное издание. Кстати прах Зинаиды и Марата, согласно их желаниям и благодаря Колышкиной, перевезен в Одессу.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.